Сайт воспитателя Петрушиной Юлии Владимировны

Исследовательская работа "Путешествие в страну вулканов"

12 октября [сб]

Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности «Путешествие в страну вулканов»


Возрастная группа: Старшая группа

Тема НОД: Путешествие в страну вулканов

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана.

Задачи:

• Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

• Развивающие:

1. развивать желание детей экспериментировать;

2. формировать положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

• Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. формировать саморегуляцию у детей.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная

Формы организации:  группа.

Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, экспериментирование, беседа.

 

Оборудование:Демонстрационный материал: Презентация «Вулканы»

Оборудование для экспериментирования: макет вулкана, вода, сода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, уксус, одноразовые ложки, одноразовые стаканчики;

 

 

 

 

Ход НОД:

Воспитатель:

Сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте его прочитаем, оно от Незнайки.«Дорогие ребята приглашаю вас отправится в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Я плююсь огнём и лавой,

Я – опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? … (Вулкан)»

Молодцы! Сегодня мы отправимся на полуостров, где много вулканов, а называется он Камчатка.Воспитатель: Ребята, я думаю лучше всего нам полететь на самолете. Прошу занять свои посадочные места (Дети садятся на стульчики).

Сейчас мы с вами отправимся в путь. А пока послушайте легенду о вулкане.

Легенда (Слайд№1 с изображением бога огня-Вулкана).

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.(Слайд №2-кузнец). Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля…(слайд №3-вулкан). Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Кто запомнил, почему огненные горы назвали вулканами.

Дети:  В честь бога огня Вулкана.

Воспитатель: На что похож вулкан?

Дети: Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.

Воспитатель:  На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус) .

Воспитатель: Давайте заглянем во внутрь вулкана (слайд №4-строение вулкана)

Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?

Дети: На вершине горы большая яма.

 Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)

Воспитатель: А эта дыра, уходящая глубоко в землю - жерло вулкана.

(Дети вместе повторяют слово жерло).

А на самой глубине вулкана - расплавленное горячее вещество- магма.

Воспитатель: Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (Слайд №5-лава)

(слайд №6,7,8-виды) Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие и уснувшие.

Воспитатель: Как вы думаете, какой этот вулкан, действующий, потухший или уснувший? (ответы детей). (Слайд №9).  

Воспитатель: Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, этот вулкан действующий. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно  (слайд №10)

Воспитатель: Иногда вулканы замирают на сотни лет,  их  называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения. (слайд №11-потухший вулкан)

Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята можно ли увидеть извержение вулкана в нашей исследовательской лаборатории? Я предлагаю вам провести опыт который наглядно покажет вам извержение вулкана. Но прежде чем приступить к эксперименту давайте с вами вспомним правила безопасности.

На столе перед детьми стоит макет вулкана. Дети встают на свои места. Сначала воспитатель объясняет детям, что им понадобится для проведения эксперимента. Обращает внимание детей, что в эксперименте используется уксус и рассказывает, как он опасен. Затем воспитатель проговаривает последовательность проведения опыта.

Первый этап: всыпать в жерло вулкана ложку соды.

Второй этап: налить полстакана воды.

Третий этап: добавить в нее ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать.

Четвертый этап: в полученную окрашенную воду добавить ложку моющего средства, перемешать.

А теперь, так как вулканы очень опасны, я вас попрошу отойти на безопасное расстояние, а я добавлю последний опасный ингредиент – уксус, а вы будете наблюдать за реакцией.

В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Воспит. Как вы думаете, вулканы опасны для жизни  человека? (ответы детей.

 Воспит: Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды 

Воспитатель:  А теперь нам предстоит интересная и очень ответственная работа - нарисовать свои впечатления  о  вулканах. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан:

Восп. Какой вулкан у подножия? (широкий), (похож на конус)

Восп. Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного)

(Дети рисуют вулкан)

Воспит: Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля. 

 

 

 

 

 

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.