Сайт воспитателя Петрушиной Юлии Владимировны
Исследовательская работа "Путешествие в страну вулканов"Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности «Путешествие в страну вулканов»
Тема НОД: Путешествие в страну вулканов Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи: • Образовательные: 1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов; 2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана; • Развивающие: 1. развивать желание детей экспериментировать; 2. формировать положительное отношение к познанию окружающего мира; 3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности; 4. развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. • Воспитательные: 1. воспитывать бережное отношение к природе; 2. формировать саморегуляцию у детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная Формы организации: группа. Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, экспериментирование, беседа.
Оборудование:Демонстрационный материал: Презентация «Вулканы» Оборудование для экспериментирования: макет вулкана, вода, сода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, уксус, одноразовые ложки, одноразовые стаканчики;
Ход НОД: Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте его прочитаем, оно от Незнайки.«Дорогие ребята приглашаю вас отправится в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав мою загадку. Я плююсь огнём и лавой, Я – опасный великан! Славен я недоброй славой, Как зовут меня? … (Вулкан)» Молодцы! Сегодня мы отправимся на полуостров, где много вулканов, а называется он Камчатка.Воспитатель: Ребята, я думаю лучше всего нам полететь на самолете. Прошу занять свои посадочные места (Дети садятся на стульчики). Сейчас мы с вами отправимся в путь. А пока послушайте легенду о вулкане. Легенда (Слайд№1 с изображением бога огня-Вулкана). Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.(Слайд №2-кузнец). Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля…(слайд №3-вулкан). Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами. Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Кто запомнил, почему огненные горы назвали вулканами. Дети: В честь бога огня Вулкана. Воспитатель: На что похож вулкан? Дети: Вулкан - это большая гора с крутыми склонами. Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус) . Воспитатель: Давайте заглянем во внутрь вулкана (слайд №4-строение вулкана) Воспитатель: Что вы видите на вершине горы? Дети: На вершине горы большая яма. Воспитатель: Эта огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер) Воспитатель: А эта дыра, уходящая глубоко в землю - жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана - расплавленное горячее вещество- магма. Воспитатель: Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (Слайд №5-лава) (слайд №6,7,8-виды) Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие и уснувшие. Воспитатель: Как вы думаете, какой этот вулкан, действующий, потухший или уснувший? (ответы детей). (Слайд №9). Воспитатель: Почему? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, ребята, этот вулкан действующий. Посмотрите, он словно взрывается, выбрасывая магму, камни и пепел вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, горячая огненная лава вытекает спокойно (слайд №10) Воспитатель: Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения. (слайд №11-потухший вулкан) Совместное экспериментирование «Извержение вулкана» Воспитатель: Как вы думаете, ребята можно ли увидеть извержение вулкана в нашей исследовательской лаборатории? Я предлагаю вам провести опыт который наглядно покажет вам извержение вулкана. Но прежде чем приступить к эксперименту давайте с вами вспомним правила безопасности. На столе перед детьми стоит макет вулкана. Дети встают на свои места. Сначала воспитатель объясняет детям, что им понадобится для проведения эксперимента. Обращает внимание детей, что в эксперименте используется уксус и рассказывает, как он опасен. Затем воспитатель проговаривает последовательность проведения опыта. Первый этап: всыпать в жерло вулкана ложку соды. Второй этап: налить полстакана воды. Третий этап: добавить в нее ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать. Четвертый этап: в полученную окрашенную воду добавить ложку моющего средства, перемешать. А теперь, так как вулканы очень опасны, я вас попрошу отойти на безопасное расстояние, а я добавлю последний опасный ингредиент – уксус, а вы будете наблюдать за реакцией. В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета. Воспит. Как вы думаете, вулканы опасны для жизни человека? (ответы детей. Воспит: Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды Воспитатель: А теперь нам предстоит интересная и очень ответственная работа - нарисовать свои впечатления о вулканах. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан: Восп. Какой вулкан у подножия? (широкий), (похож на конус) Восп. Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного) (Дети рисуют вулкан) Воспит: Такие явления природы, как извержения вулканов ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля. 10 января 2017 в 19:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.